Скачать pdf

Резолюция
Форума «Технологии энергоэффективности – 2016»

Екатеринбург 13-14 апреля 2016г.

13-14 апреля 2016г. в Екатеринбурге состоялся Всероссийский форум «Технологии энергоэффективности-2016». Организаторами форума выступили Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации, Правительство Свердловской области, СРО Ассоциация «Метрология энергосбережения», СРО «Союз «Энергоэффективность», НПО КАРАТ. Форум собрал 480 участников из 20 регионов России, а также Беларуси и Казахстана – представителей федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, бизнес-сообщества в жилищно-коммунальной сфере и промышленности, банковских структур, бюджетных организаций.

На пленарной сессии «Государственное управление и механизмы отраслевого регулирования в сфере энергоэффективности» выступили заместитель председателя Правительства Свердловской области С.Зырянов с кратким обзором политики энергоэффективности в Свердловской области; референт Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации В.Ковальчук с характеристикой современной ситуации и требованиями ближайшего будущего; советник Управления отраслей экономики Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Д.Хомченко о совершенствовании механизмов энергосбережения и повышения энергоэффективности; генеральный директор НПО Кара, председатель Совета СРО Ассоциация «Метрология энергосбережения» С.Ледовский о задачах профессионального сообщества в совершенствовании механизмов приборного учета энергоресурсов на розничном рынке; генеральный директор НП «Российское теплоснабжение» В.Поливанов об организации взаимодействия профессионального сообщества как механизме совершенствования действующего законодательства; специалист по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ЖКХ Министерства строительства и ЖКХ Российской Федерации А.Фадеев о классификации многоквартирных домов по энергоэффективности как инструменте повышения энергоэффективности в жилом секторе; председатель Правления ГУ «Финэкс», официальный представитель России (эксперт с правом голосования) в комитетах Международной организации по стандартизации ИСО/ТК 279 и ИСО/ПК 280 А.Воробьев об энергоэффективности в промышленности на системном уровне; директор СРО «Союз «Энергоэффективность» Д.Серебряков о противоречиях жилищного законодательства и законодательства об энергоэффективности как барьере для модернизации жилищного сектора.

Подводя итоги пленарного совещания, эксперт Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации Е.Гашо отметил, что ситуация с постановкой работы по энергоэффективности заметно меняется – и в промышленности, и в секторе зданий, и, главное, в восприятии. Эксперт отметил особенную важность диалога с потребителями коммунальных ресурсов.

Программа тематических круглых столов и секций форума призвана показать реальные возможности для реализации энергоэффективных проектов и стимулировать эти процессы на территориях и предприятиях.

На совещании «Энергосервисные проекты в сложившихся условиях» обсуждались последние изменения в нормативной базе, дающие новые возможности развитию энергосервисных контрактов, сохраняющиеся барьеры, в том числе в жилищном секторе, возможности применения модели энергосервиса при капитальном ремонте многоквартирных домов, опыт ресурсоснабжающих организаций, бюджетной сферы, конкретных ЭСКО в реализации энергосервисных контрактов.

Совещание «Управление энергоэффективностью в муниципальных образованиях» собрало экспертов для дискуссии о схемах теплоснабжения и их нереализованных возможностях для развития городов; об учете, сервисе приборов учета, создании региональных информационных систем, возможностях электронных систем для достижения согласия между поставщиками и потребителями коммунальных ресурсов; о примерах и уроках внедрения энергоэффективных мероприятий, в том числе модернизации инженерных коммуникаций, в муниципалитетах.

Экспертный совет «Развитие отечественных малых и средних технологичных производств совместными усилиями власти и бизнеса» фокусировался на поиске инструментов для развития отечественной индустрии энергоэффективности на основе мирового опыта промышленных кластеров, поддержки малого и среднего бизнеса, организации взаимодействия на рынке.

На круглом столе «Энергоменеджмент для предприятий, организаций и территорий: рецепты удачной адаптации» обсуждались вопросы практического применения требований стандарта ISO 50001:2011 - появление и особенности более поздних подстандартов, опыт ЮНИДО, УГМК, органа по сертификации «Русский регистр – Уральское качество», МЭИ, а также зарубежный кейс здания в Мюнхене.

Эксперты круглого стола «Развитие систем теплоснабжения: от надуманных альтернатив к системной целостности» обсудили вопросы теплоснабжения как целостной системы, сложившиеся стереотипы о системах теплоснабжения, предлагаемую новую модель регулирования рынка тепла.

Также в рамках форума состоялась серия технических конференций – «Автоматизация инженерных систем в ЖКХ и промышленности», «Актуальные вопросы приборного учета», технические семинары по системам управления зданием и котельной и промышленной автоматике, а также конференция «Комплекс мер повышения энергоэффективности как средство снижения коммунальных платежей».


По итогам работы Форума сформирована следующая консолидированная позиция сообщества.

Резюме

Более шести лет новейшей политике энергосбережения и повышения энергоэффективности в России. Не надо забывать и о предыдущих годах, накопленном тогда опыте и реализованных проектах, о специалистах, начинавших еще тогда.

Энергосбережение все больше проявляет себя как бизнес. Сформированы рынки товаров, услуг и решений, появились субъекты как со стороны исполнителей, так и заказчиков, продолжает совершенствоваться нормативная база и накапливается опыт реализации проектов. Оформилось и заявило о себе профессиональное и экспертное сообщество, которому предстоит стать полноправным участником происходящих процессов с вытекающей отсюда ответственностью. Необходимо ставить задачу создания широкой общественной коалиции, осознающей проблемы и перспективы процессов повышения энергоэффективности, в которую должны быть полномасштабно включены и потребители энергетических и коммунальных ресурсов.

С другой стороны, обнаружился ряд «родовых болезней» этого курса. Среди них «энергосбережение ради энергосбережения», когда цель снижения энергоемкости ВВП на 40% транспонирована на регионы и отрасли без разбора; недопонимание природы и специфики проблем энергорасточительности в России, зачастую отсутствие объективных данных о ситуации. Необходим аккуратный сбор и анализ данных, использование методик энергоанализа и балансов, всего арсенала диагностических, аналитических и предплановых средств, включая схемы тепло-, водо-, электроснабжения, базы данных и государственные информационные системы.

Налицо попытки развивать энергосбережение само по себе, в отрыве от задач социально-экономического развития, модернизации энергетической инфраструктуры, промышленного комплекса, развития городов и поселений. Это не только чревато отсутствием достаточной мотивации для всех участников, но и искусственно отделяет повестку отрасли энергоэффективности от общих народнохозяйственных задач.

Требуется переосмысление подхода, иной взгляда на инструменты энергоэффективности. Энергосервис, схемы теплоснабжения, ПКР и программы энергосбережения; ГЧП, обучение, энергоменеджмент – повышение энергоэффективности не может больше рассматриваться в отдельности от промышленной политики, реформы жилищно-коммунального хозяйства, импортозамещения, приоритетов пространственного развития, реформ в электроэнергетике, тарифного регулирования и так далее.

Очевидно, что в одних и тех же нормативных рамках результаты от региона к региону очень различны, почему? От ответа на этот вопрос зависит, какие усилия необходимо предпринимать, и насколько плодотворны они будут.

Необходимо понять, зачем каждому из вовлеченных энергоэффективность? И в каких границах ее готовы повышать – только у потребителя? Отдельно в генерации, отдельно при транспорте? Или по всей цепочке? Что движет бизнесом всех участников этой цепочки, и как найти баланс интересов? Как соотносится энергоэффективность с экономическим и промышленным ростом? Как встроить этот приоритет в цели социально-экономического развития? И в цели каждого конкретного участника рынка?

Меняется и роль государства. Его представители сегодня заявляют о пересмотре подхода: ставка больше не будет делаться на бюджетные вливания, эффект от которых оказался низок. Цель – создать условия для развития энергоэффективного бизнеса через разработку и доработку нормативно-правовой базы, создание общей институциональной среды.

Стало понятно, насколько сильно энергосберегающий эффект и результативность проектов зависит как от заинтересованности первых лиц, принимающих решения, так и от поведения всех вовлеченных. Следовательно, совместной задачей и государственных органов, и профессионального сообщества является показать необходимость, актуальность и потенциал энергосберегающих технологий, а также научить их применению.

Организация учета, отчетности и ГИС

Несмотря на то, что первые же усилия после принятия Федерального закона №261-ФЗ были направлены на организацию учета, проблемы с получением тотальных достоверных данных по-прежнему не решены. В первую очередь потому, что работы свелись к установке приборов учета без последующих шагов по снятию их показаний, обработке, хранению и использованию, что требует создания целой системы. Да и сами приборы были установлены и до сих пор устанавливаются часто бессистемно, без достаточных требований к стандартизации к их техническим характеристикам, коммуникационным функциям и параметрам эксплуатации.

В то же время не теряет своей актуальности «запрос на правду» в части потребления коммунальных ресурсов – и для сведения балансов различных уровней, и для организации платежей, и для принятия управленческих решений, в т.ч. тарифных, инвестиционных.

Эта цель раскладывается на ряд задач, в том числе, как обеспечить корректный переход от цифры потребления на приборе учета к цифре, хранящейся в информационной системе. Результатом установки прибора должен быть полный цикл работ и процедур, ведущих к появлению измеренной цифры потребления на соответствующих государственных информационных ресурсах, что уже затем приведет к соответствующим управленческим решениям.

Движение информации – это процесс, на протяжении которого необходимо отработать целый ряд процедур, управлять определенными рисками и в результате обеспечить гарантированно корректную цифру на каждом из этапов цепочки. Что для этого требуется с точки зрения «железа», IT, унификации и сертификации, институциональной организации и так далее – необходимо обсуждать с привлечением профессионалов и участников рынка, лиц, принимающих решения.

Нужна профессионализация рынка учета коммунальных ресурсов, в первую очередь тепловой энергии и воды. Необходимо закрепить в качестве отраслевого стандарта технологию обслуживания приборов учета специализированными метрологическими сервисными центрами.

Необходимо найти субъект, заинтересованный в установке счетчиков и их корректной работе, включая обслуживание, и это не могут быть потребитель или РСО в силу своей заинтересованности в определенных показаниях.

Нужна сквозная информатизация процесса с участием ГИС – обеспечить систему фиксации в облачной базе данных всех событий на протяжении жизненного цикла прибора (принятие в эксплуатацию, плановые и внеочередные поверки, ремонты, актирование показаний, вплоть до утилизации). Пример – разработанная НПО «Карат» модель электронного паспорта прибора, ведущаяся через веб-сервис, продукт может быть адаптирован и масштабирован до общестранового уровня.

Необходимо обеспечить последовательность политики и среды для перехода на оплату за коммунальные ресурсы по показаниям приборов учета. Ввести обязательство установки приборов в т.ч. у потребителей с объемом менее 0,2 Гкал; ввести единые требования для регионов по оплате не на основе норматива с последующим пересчетом, а в соответствии с показаниями приборов учета; определиться, нужны ли санкции на потребителей за бесприборное потребление (по факту повышающие коэффициенты введены, однако судебная практика обратная).

Ввести требование обязательной диспетчеризации приборов учета коммунальных ресурсов, начиная с бюджетных учреждений.

Уполномоченным федеральным органам исполнительной власти совместно в экспертными организациями и профессиональным сообществом рассмотреть различные варианты создания института операторов приборов учета коммунальных ресурсов, ответственных за обслуживание и правильную эксплуатацию приборного парка, снятие и передачу далее по организованным цепочкам показаний приборов учета.

Повернуть систему «энергетических деклараций» не только на получение статистики уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, но и для решения задач регионального и местного управления.

Обеспечить уполномоченным региональным органам исполнительной власти и органам местного самоуправления доступ к данным региональных учреждений модуля "Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности" ГИС "Энергоэффективность".

Это позволит на уровне регионов проводить анализ и находить потенциал повышения энергоэффективности на объектах.

Оптимизировать список и архитектуру государственных информационных систем в целях унификации принципов построения и требований, отчетных форм; исключения дублирования информации; модульного принципа построения. Выстраивать взаимодействие субъектов в рамках заполнения ГИС на основе учета их интересов, создавать условия для решения проблемных вопросов нижних уровней абонентов. Практиковать принцип публичности в части той информации (в особенности агрегированной), которая это допускает – это приведет к прозрачности отношений в ЖКХ, открытию потенциала энергоэффективности объектов, появлению новых рынков, исполнителей и проектов повышения энергетической эффективности, появлению конкуренции, повышению сознательности собственников квартир в МКД.

Здания

В отрасли в последнее время началось движение к повышению управляемости энергопотреблением зданий, в первую очередь жилищного сектора. Профессиональное сообщество совместно с Министерством строительства и ЖКХ наметили последовательность разработки ряда ключевых документов:

  • Правила установления классов энергоэффективности многоквартирных домов (Минстрой готов к подписанию);

  • План мероприятий («дорожная карта») по повышению энергетической эффективности зданий (Минстрой разрабатывает по поручению Председателя Правительства, плановый срок – 14 апреля 2016 г.);

  • Требования энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений (Минстрой разрабатывает проект Требований, срок – 2 квартал 2016 г.);

  • Классы энергоэффективности для всех зданий и строений (депутаты выступают с инициативой, Минэнерго России поддерживает, возможно принятие в текущем созыве).

Необходимо поддержать это движение, содействовать принятию и реализации этих документов.

Серьезной базовой проблемой повышения энергоэффективности в жилищном секторе являются, при наличии необходимой нормативной базы, сохраняющиеся противоречия в ней. Законодательство об энергосбережении в жилищном секторе в ряде случаев не коррелирует с жилищным и иным применяемым законодательством, и попросту не выполняется. В частности:

  • Статья 11, ч.6 Федерального закона №261-ФЗ: «Не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений, построенных, реконструированных, прошедших капитальный ремонт и не соответствующих требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности их приборами учета используемых энергетических ресурсов».

  • Статья 20 ЖК РФ (возлагает на государственный жилищный надзор, муниципальный жилищный контроль и общественный жилищный контроль функции предупреждения, выявления и пресечения нарушений, установленных в соответствии с требованиями жилищного законодательства, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности), в особенности при вводе в эксплуатацию зданий после капитального ремонта.

Необходимо в законодательстве о капитальном ремонте, в т.ч. региональном, избегать отдельного упоминания мероприятий, которые должны производиться в комплексе (утепление ограждающих конструкций и сопутствующая установка узлов регулирования теплопотребления и др.).

Внести в ст.4 «Участники жилищных отношений» ЖК РФ п.15 «Снижение платежной нагрузки на население за коммунальные ресурсы за счет повышения энергоэффективности в жилом фонде в т.ч. через капитальные ремонты МКД и энергосервисные контракты».

Рассмотреть целесообразность разработки отдельной новой статьи в ЖК РФ «Права и обязанности участников жилищных отношений в повышении энергоэффективности МКД».

Необходим единый методологический подход к комплексной оценке экономической эффективности применения энергосберегающих мероприятий и технологий, рассматривающий эффекты на протяжении жизненного цикла здания (не менее 30 лет) и последствия реализации мероприятий в комплексе «здание + городская система энергоснабжения».

Необходим обязательный инструментальный контроль за достигнутыми показателями энергоэффективности как в новом строительстве, так и при капитальном ремонте зданий.

При выборочном капитальном ремонте многоквартирного дома необходимо предусматривать обязательное соответствие только требованиям по отдельным видам нагрузок, в исключительных случаях – по отдельным элементам дома и его системам.

Для каждого мероприятия энергоэффективной модернизации зданий необходимо рассматривать:

  • Снижение вида нагрузки или мощности соответствующих систем;

  • Снижение затрат энергии на покрытие вида нагрузки;

  • Дополнительные удельные затраты на проведение мероприятия;

  • Дополнительные годовые удельные затраты на обслуживание после проведения мероприятия;

  • Срок службы

Осуществление энергосберегающих мероприятий на изношенных внутридомовых инженерных сетях не имеет практического и экономического смысла. В то же время совмещение капитального ремонта ограждающих конструкций и внутридомовых инженерных сетей в несколько раз повышает эффективность энергосберегающих мероприятий, и данные виды работ могут и должны выполняться одновременно.

Теплоснабжение

Поддержать разработанный отраслевым профессиональным сообществом (НП «Российское теплоснабжение») проект «Стратегии развития теплоснабжения и когенерации в Российской Федерации на период до 2020 года».

Для исключения противоречащих друг другу требований четко разделить вопросы, регулируемые жилищным и отраслевым законодательством, особенно по поставке тепловой энергии в многоквартирные жилые дома.

Взаимная увязка нормативных актов, разрабатываемых по смежному законодательству, исключение возможностей для разночтений, снижение частоты внесения изменений позволят существенно уменьшить количество разногласий между различными органами власти, субъектами рынка и потребителями.

Основными задачами, решаемыми в отрасли, должны стать минимизация рисков появления новых ошибок регулирования, выдавливающих бизнес в зоны большей предсказуемости, и обеспечение появления эффективных планов развития, определяющих методы достижения заявленной цели, создание условий и стимулов для участников рынка теплоснабжения к их реализации с использованием, в том числе, внутренних резервов.

Как инструмент государственного и муниципального регулирования в сфере теплоснабжения, схемы теплоснабжения должны соответствовать общей цели этого регулирования – обеспечивать качественное, надежное теплоснабжение наиболее экономичным образом. Так как качество и надежность можно обеспечить во множестве вариантов, то именно соблюдение условия экономичности создает конкуренцию проектов развития и определяет возможность оценки качества схемы теплоснабжения.

Основная сложность для уполномоченных на утверждение схем органов власти – обеспечить не только контроль сроков разработки схем, но и их высокое качество, соответствующее цели. Имеется в виду не просто формальное наличие документа и соответствие государственным требованиям всех разделов схем, а и творческая работа по нахождению лучших вариантов.

Задача схем теплоснабжения – заменить конкуренцию строящихся мощностей на конкуренцию проектов.

Необходимо обеспечить преемственность схем, введя обязательность (на основе достоверного приборного учета) анализа причин недостижения запланированных в предыдущей схеме ключевых показателей и общей эффективности функционирования теплоснабжения в динамике от базового года, принятого при первичной разработке.

Приборы учета должны быть установлены во всех жилых домах, где есть техническая возможность, кроме ветхих и аварийных объектов. Необходимо постепенно снижать величину нагрузки зданий, которым разрешено не иметь приборного учета, распространяя на них повышающие коэффициенты к стоимости не учитываемого тепла.

Целью организации учета тепловой энергии является предоставление участникам рынка (производитель, потребитель, регулятор рынка, потенциальный инвестор) объективной картины, сколько израсходовано топлива на входе в систему теплоснабжения, и как затем распределилась полученная энергия (топливно-энергетический баланс).

Достижение поставленной цели обеспечит:

  • Потребителю – получить уверенность в том, что он оплачивает действительно потребленную им тепловую энергию и, соответственно, получить мотивацию к экономии этого потребления.

  • Производителю – возможность перехода на 2-х ставочный тариф, новый экономический механизм, в котором выручка Производителя зависит только от надёжности работы системы теплоснабжения и никак не зависит от объемов потребления тепловой энергии Потребителем.

  • Регулятор рынка – получает on-line контроль за всем процессом производства и потребления энергоресурсов, соответственно, новые возможности при рассмотрении тарифных дел Производителей.

  • Инвестор – возможность монетизировать существующие издержки по всей цепочке производство – потребление (точкой отсчета является базовая линия потребления, результат инвестиции – фактическая экономия ресурса), то есть прозрачность инвестиции.

Многолетний опыт участия в различных проектах по строительству систем учета показал, что отвечающая вышеперечисленным требованиям система должна состоять из двух уровней – верхнего и нижнего.

Верхний уровень системы должен располагаться на площадке регулятора (быть однозначно государственным) и решать задачи по формированию и публикации баланса в интересах участников рынка. Никто кроме регулятора не сможет, во-первых, обязать всех участников рынка обеспечить доступ к результатам измерений их приборов учета, во-вторых, надлежащим образом сформировать и утвердить баланс как документ, принимаемый всеми участниками рынка к учету и оплате.

Прием данных о производстве и потреблении в систему верхнего уровня должен быть технически обеспечен набором открытых промышленных стандартов средств автоматизации и диспетчеризации (ни в коем случае не частных стандартов каких-либо производителей). Таким образом, принципиально важным является передача функции начислений объемов отпуска тепла от Производителя (объективно заинтересованного в увеличении выручки за счет применения нормативных механизмов и оплате своих потерь за счет Потребителя) к Регулятору. Для построения баланса Регулятор должен будет опубликовать правила его построения с учетом минимизации точек измерений и формулы построения баланса (документ "Учетная политика»), что наведет порядок при выдаче технических условий на установку новых и поддержку в работоспособном состоянии имеющихся приборов учета. Данные баланса являются основанием для подготовки документов о начислении платежей жителям и другим Потребителям.

Нижний уровень – приборы учета, системы сбора и передачи данных – передается Инвесторам, частным компаниям и т.д. На верхнем уровне определены принципиальные моменты – набор точек измерений, формулы для вычисления тепловой энергии, технический стандарт и точка передачи данных в систему верхнего уровня. При этом совершенно не принципиальна принадлежность собственника средства измерения. Принципиальным является качество, надежность и соответствие получаемых результатов измерений требованиям построения баланса.

Промышленность

Рекомендовать предприятиям применять принципы международного стандарта по энергетическому менеджменту ISO 50001:2011, в первую очередь крупным потребителям энергии.

Уполномоченным органам исполнительной власти при рассмотрении возможности и условий долгосрочных соглашений о повышении энергоэффективности с крупными предприятиями предусматривать внедрение системы энергоменеджмента.

Просить организации, профессионально занимающиеся внедрением и адаптацией энергетического менеджмента в российской промышленности (в т.ч. UNIDO и Российское энергетическое агентство), разрабатывать и публиковать в открытом доступе методические материалы и выводы на основе практического опыта.

Просить предприятия и холдинговые структуры, реализующие программы внедрения энергетического менеджмента (в т.ч. УГМК-Холдинг), делиться бизнес-кейсами и опытом внедрения, полезным для других предприятий и отраслей.

На федеральном уровне скоординировать работу по выполнению Россией международных климатических обязательств и политикой повышения энергетической эффективности. Разработать методические материалы для предприятий по практической интеграции экологической политики и деятельности в сфере повышения энергетической эффективности в свете положений обновленного федерального закона «Об охране окружающей среды» (Федеральный закон №219-ФЗ).

Экспертному сообществу и профессиональным исполнителям разрабатывать рыночную нишу на стыке экологического законодательства и законодательства об энергоэффективности.

Энергосервис

В последние годы постоянно идет дискуссия о необходимости развития энергосервисных механизмов для массовой реализации проектов по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в жилищном секторе, коммунальном хозяйстве, бюджетной сфере. И сейчас, наконец, появился целый ряд нормативных, а также рекомендательных документов, серьезно меняющих условия реализации таких проектов и облегчающих взаимодействие их заказчиков и исполнителей. Принятие данных документов стало результатом реализации так называемого «Плана Дворковича» (в официальной трактовке – Плана мероприятий по совершенствованию государственного регулирования в области оказания энергосервисных услуг).

К подготовленным документам относятся, прежде всего, регулирующие акты, подготовленные для государственных и муниципальных заказчиков, а также разъясняющие и рекомендательные указания для бюджетных учреждений по вопросам передачи оборудования, установленного в рамках выполнения энергосервисного контракта, в публичную собственность; рекомендации по вопросу планирования бюджетных ассигнований и определения нормативных затрат на оплату энергосервисных договоров; изменения в Постановление Правительства Российской Федерации №636 (к ним относятся: возможность переуступки прав требования, порядок реализации энергосервисных контрактов, в случае если достигнута только частичная экономия, а также способы оплаты энергосервисных контрактов); это расчетная методика определения размера экономии энергетических ресурсов, применяемая при отсутствии приборов учета, рекомендации по использованию определенных типов договоров.

В финальной стадии находится разработка примерной формы энергосервисного контракта и формы конкурсной документации, необходимой для проведения конкурсов на право их заключения. Отработаны изменения в Жилищный кодекс и соответствующие ведомственные акты, которые позволят серьезно активизировать энергосервис в жилищном секторе.

В целом произошедшие и планируемые изменения должны серьезно облегчить процедуры заключения и применения энергосервисных договоров и контрактов.

В то же время, барьеры нужно преодолевать не только в законодательном, но и в практическом плане. В одинаковых нормативных условиях результаты по количеству и качеству энергосервисных контрактов по регионам очень различны, то есть важное значение имеют и другие факторы.

Поддержать деятельность организаций, консолидирующих профессиональное сообщество и представляющих его интересы в органах власти, принимающих отраслевые решения (в т.ч. РАЭСКО). Предложить профессиональным участникам рынка – энергосервисным компаниям – активнее участвовать в формировании предложений и рекомендаций, методических материалов и кейсов для распространения, в анализе и обсуждении проектов нормативных и законодательных актов (в частности, на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов http://regulation.gov.ru/, на сайте Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации).

Считать нецелесообразным отказ от выделения в ЕПД (едином платежном документе) расчетных данных по реализации энергоэффективных проектов. Это снижает ответственность энергосервисных компаний за реальные объемы сокращения потребляемых ресурсов в результате реализации энергосберегающих мероприятий, ведет к выполнению работ с худшим качеством и с меньшим эффектом для жителей, к злоупотреблению УК (управляющими компаниями) своим положением в цепочке платежей, существенно увеличит непрозрачность и так небезупречных расчетов в жилищной сфере.

Энергосервис в жилищном секторе

Разработка рекомендаций по вопросу планирования бюджетных ассигнований и определения нормативных затрат на оплату энергосервисных договоров казенными, бюджетными и автономными учреждениями будет начата после появления методики ранжирования энергосервисных мероприятий по типам (разрабатывается Минэнерго России).

Появились Рекомендации для государственных и муниципальных заказчиков, бюджетных учреждений по вопросу передачи оборудования, установленного в рамках энергосервисного контракта, в т.ч. в рамках федеральной контрактной системы (доступны на сайтах Минфина России и Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации)

Пункт «Плана Дворковича» изменить требования ЦБ к банкам по резервированию к кредитам, выдаваемым энергосервисным проектам в бюджетной сфере, выполнен не будет, поскольку Центральный банк Российской Федерации не поддерживает эту позицию.

Необходимо решать проблему отсутствия информации у региональных органов исполнительной власти о реализуемых в регионе энергосервисных контрактах.

Рекомендовать регионам переходить к регулированию платежей за коммунальные услуги в логике постановления 354, а не 307 (уходить от практики начисления жителям платы по среднегодовым значениям потребления за прошлый год с последующим пересчетом при наличии установленных приборов учета).

По расчетам ряда компаний, в предельную стоимость капитального ремонта часто укладывается установка приборов учета и автоматического узла управления, а также балансировочных клапанов.

Разделить и закрепить нормативно два подхода к капитальному ремонту многоквартирных домов:

  1. Для восстановления эксплуатационных характеристик достаточно законодательно предусмотренного обязательного перечня работ.

  2. Для улучшения эксплуатационных характеристик предусматривать дополнительные мероприятия в соответствии с расширенным перечнем, реализовать которые можно через энергосервисный механизм.

Для этого рассмотреть возможность сделать Регионального оператора заказчиком энергосервисных договоров (практика администрирования платежей, возможность обеспечить комплементарность мероприятий, квалификация Заказчика).

Предложить уполномоченным региональным органам исполнительной власти включать в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации следующие сведения:

перечень МКД, в отношении общего имущества которых планируется проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности (в указанный перечень могут не включаться МКД, признанные органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации многоквартирными домами с низким потенциалом энергосбережения);

перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в указанных МКД (перечень может быть дифференцирован по видам МКД);

целевые индикаторы и показатели программы, в том числе количество МКД в плановом периоде программы, класс энергетической эффективности которых планируется повысить в результате реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества в многоквартирных домах