Резолюция
Всероссийского отраслевого форума
«Технологии энергоэффективности – 2018»

Екатеринбург 11 апреля 2018г.

Скачать

Государственная политика повышения энергетической эффективности, стартовав в новом воплощении в 2009 году, в своем развитии претерпела ряд этапов. В каждом из направлений (учет, аудиты, энергоэффективность зданий, в т.ч. МКД, организаций бюджетной сферы, энергосервис, энергоэффективность в промышленности, в городах (ЖКХ), теплоснабжение, ВИЭ и др.) были свои попытки и ошибки, неудачи и достижения. За почти 10 лет произошло быстрое взросление – формирование (и реформирование, и ликвидация, и смена) институтов, активных сообществ, набора инструментов, практик взаимодействия.

Большие ожидания натолкнулись на ряд объективных сложностей – несбалансированность интересов, недостаточное понимание реальной картины, недоучет собственной специфики. Однако, несмотря на разочарования и определенную непоследовательность, в активе накопленные данные о существующем положении, бесценный опыт, найденные единомышленники и небезуспешные попытки консолидации сил.

После отмены государственных субсидий в адрес регионов на реализацию программ энергоэффективности, мониторинга достижений и признания, что далеко не все получилось, новый виток развитию событий придала т.н. «перезагрузка».

2017-18 гг. принесли реинкарнацию госполитики энергоэффективности в виде концепции «Энергоэффективность 2.0», которая была закреплена, фактически, на заседании Правительства РФ 19 октября 2017 года, отдавшем основные полномочия Минэкономразвития России.

Обоснование мотивации к росту энергоэффективности экологическими аргументами, увязка в первую очередь с промышленной и инвестиционной политикой, поиск заинтересованности субъектов и приоритет мер стимулирования над принуждением – так можно охарактеризовать базовый набор принципов, декларированных новым уполномоченным органом, которые уже начали разворачиваться в конкретные документы и механизмы, формирование команд.

Сопутствующие сектора также активно развиваются – комфортная городская среда и «умный город» благодаря активности Минстроя России, упорядочение тарифообразования по инициативе ФАС России, Минэнерго России курирует реформу теплоснбажения, активно формируется политика модернизации генерирующих энергомощностей (т.н. механизм ДПМ-2).

При этом в регионах и на местах работа никогда не останавливалась, ведь нужно платить за энергоресурсы, контролировать рост тарифов, обеспечивать качество жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, последовательным было и профессиональное сообщество – рынки энергоаудитов, энергосервиса, оборудования, товаров и услуг для повышения энергетической эффективности хоть и нельзя назвать бурно растущими, сохранились и развиваются, в своей специфике и своем темпе.

Неотъемлемым трендом является цифровизация, которая сквозным образом влияет на все сектора и процессы, в том числе сочетаясь для объектов с повышением энергетической эффективности, открывая новые возможности и требуя новых подходов.

В этих условиях актуальным является трансляция госполитики в регионы и на уровень городов, обсуждение происходящих процессов и поиск согласия в части дальнейших действий, активизация всех сил, способных внести свой вклад.

Форум «Технологии энергоэффективности» является одной из признанных площадок сборки и консолидации мнений и в 2018 году готов внести свой вклад в общероссийскую повестку повышения энергетической эффективности.

Месседж форума

Повышение энергетической эффективности сегодня должно иметь четко обозначенный цифровой вектор, а концепция «Энергоэффективность 2.0» как обновление госполитики в своих элементах опираться на новые технологии, дающие совершенно определенные и понятные преимущества участникам процессов в конкретных отраслях – на уровне городского хозяйства, поставки и потребления энергоресурсов, управления многоквартирными домами, промышленного производства, модернизации инфарструктуры регионов и так далее.

Поиск отраслевой специфики приложения цифровых технологий – обязательный и остро необходимый процесс в первую очередь для обеспечения новых качественных и количественных эффектов, а кроме того, в целях конкурентоспособности как государственных и муниципальных услуг, так и российского бизнеса.

Умный учет, который сегодня уже расшифровывается конкретными технологиями и решениями, реализованными на практике в неоднократных пилотах, – цифровой базис, инфраструктурный фундаментальный элемент формируемого цифрового мира. Его основные ценности – достоверность, независимость, объективный характер, а в результате – доверие.

Практика регионов

Традиционная часть форума, посвященная актуальным направлениям госполитики энергоэффективности и их развертыванию в регионах и муниципалитетах, складывается на стыке общений лиц, принимающих решения, и тех, кто реализует проекты на практике.

Обсуждение становления стратегических институтов взаимодействия, таких как энергосервис. Почему так значительно отличаются успехи регионов в энергосервисных проектах при равных законодательных и нормативных условиях с уровня Федерации? Как регионам-лидерам удается организовать комплексную работу и достигать высоких результатов?

Как использовать новые механизмы финансирования инфраструктурных проектов, предлагаемые консорциумом в составе банков, страховых компаний и разработанные при участии Минэкономразвития?

В чем специфика российских умных городов и цели такой трансформации, какие технологии наиболее применимы, как организовать субъектовое взаимодействие?

Учет как базовый инфраструктурный элемент цифровой коммунальной энергетики

Учет, вопреки общему представлению, не является первым мероприятием в цепочке повышения энергоэффективности, не нацелен на энергосбережение и экономию. Учет (теперь уже на цифровой основе, с использованием технологий интернета вещей) – необходимый базовый элемент цифрового мира, который, в многообразии кейсов умного города, призван формировать объективную картину движения ТЭР и обеспечивать доверие.

Сегодняшние технологии позволяют сводить энергобалансы как на границе балансовой принадлежности, так и внутри МКД, по месту и по времени.

Появляются новые роли участников рынка, складываются различные компетенции, так, телекомы, имея доступ к каждому потребителю, профессионально берутся за транспорт данных.

В долгосрочном плане в отношении приборов учета будет набирать силу тенденция контрактов жизненного цикла, обеспечивающим полную прозрачность эксплуатационного статуса в любой момент времени, и сделать это можно только в информационно связанной среде.

Еще один признак развития ситуации – профессиональные участники рынка, равноудаленные от потребителей и поставщиков ресурсов, технологически и функционально готовы брать на себя ответственность за качество учета и достоверность данных в любой точке от прибора учета до приложения пользователя.

Энергосервис

Ни один самый обеспеченный регион не может себе позволить опираться в проектах повышения энергоэффективности только на бюджетные источники, это было бы необоснованной тратой бюджетных средств, когда созданы условия для привлечения внебюджетных инвестиций, в частности, посредством механизма энергосервиса. Опыт регионов-лидеров неоспоримо показывает, что разница заключается именно в организации работы на уровне региона. Форум предоставляет площадку для распространения лучших практик, встречи экспертов и успешных ЭСКО с представителями субъектов Федерации, муниципалитетов, главных распорядителей бюджетных средств.

Модернизация инфраструктуры

Уполномоченные ведомства привлекают крупные финансовые структуры и институты развития к совместной работе по формированию новых механизмов и общепригодных решений для реализации проектов модернизации инфраструктуры. Таковыми являются система «единого окна» и конкурс «Регионы – устойчивое развитие», курируемые Минэкономразвития России и реализуемые при поддержке Сбербанка России.

Таким образом, предлагаются меры господдержки регионального бизнеса, реализующего энергоэффективные инвестиционные проекты. Каков регламент взаимодействия в рамках этих механизмов, и что необходимо сделать со стороны регионов и городов для того, чтобы воспользоваться ими? Как обеспечить информационную прозрачность на уровне регионов о возможностях новых программ, условиях выделения средств, критериях отбора?

Умный город

Пространственное развитие и создание комфортной среды для жизни - один из важнейших приоритетов развития страны. В условиях конкуренции городов за людей фактором выбора становятся комфорт и качество городской среды.

От вопросов благоустройства в госполитике осуществляется переход к созданию умных городов, комплексному повышению интеллекта городов, созданию современных, удобных, технологичных и интересных муниципалитетов.

«Умное ЖХК» - один из принципов умного города, каким он необходим в России.

Создается банк решений для «умного города». Важно, опираясь на опыт пилотных городов, тиражировать успешные практики для достойного качества жизни всем гражданам.

Какие технологии будут выбраны для пилотирования? Как организовать взаимодействие субъектов в пилотных городах? Как помочь регулятивными мерами, создать среду для бизнес-моделей, нужных для реализации проектов?

Промышленность

Один из ключевых аспектов предприятия будущего (в концепции Индустрии 4.0) – высокая производительность оборудования и людей. Ключом к такому повышению производительности является, с одной стороны, резкое снижение издержек, в первую очередь энергетических, а с другой – новые возможности, дающиеся цифровой трансформацией. Важный аспект происходящей цифровизации – переход к полной прозрачности всех бизнес- и технологических процессов в реальном времени. Автоматизированные системы учета и контроля – фундамент инфраструктуры предприятия, его орг.структуры и бизнес-модели.

Дополнительным трендом является повышение экологических требований к предприятиям, в России – в рамках перехода на наилучшие доступные технологии (НДТ).

Как российские предприятия могут ответить на стоящие перед ними вызовы? Как найти баланс между успешным развитием бизнеса, а значит, вкладом в экономику городов и регионов, и необходимостью масштабных вложений в модернизацию, цифровизацию, экологизацию производства? Соотносятся ли предлагаемые государством меры с видением бизнеса?

Реконструкция и модернизация систем тепло- и водоснабжения

Реконструкция систем тепло- и водоснабжения, наравне с вопросами ремонта и реконструкции сетей, является одной из актуальных задач повышения качества ресурсов и обеспечения новых моделей взаимоотношений как на уровне многоквартирных домов, так и вне.

В регионах России теплоснабжающие организации разворачивают соответствующие комплексные инвестиционные программы как по установке погодозависимых автоматизированных индивидуальных тепловых пунктов, так и модернизации ЦТП. Без этого не принесут результатов никакие проекты и программы повышения энергоэффективности и снижения потребления тепла в МКД.

Автоматизация водного регулирования, замена насосного оборудования на современное с частотными приводами, организация единой диспетчерской позволяют отслеживать функционирование системы в разрезе каждого ЦТП по широкому кругу показателей и регулировать как подачу теплоносителя, так и его температурные параметры.

Эти меры позволяют повысить оперативность управления и реагирования на нештатные ситуации, снизить количество обслуживающего персонала и влияние человеческого фактора, обеспечить более достоверный учет.

Вместе с тем, подобные программы в ряде случаев сталкиваются с техническими и технологическими сложностями, вызывают необходимость инвестиций в соседние системы (например, ХВС), изменений нормативного регулирования на уровне города, новых моделей взаимодействия между участниками процесса.

Скачать